Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Заведующий сектором по ЭМР

Ястребова И.В.

"История забытой войны. Наследие поколений: из собрания музейного фонда"

Каждое значимое событие оставляет след в истории. С течением времени бывает так, что факты исторических событий искажаются, намеренно или случайно, часть прошлого теряется либо и вовсе подвергается забвению. Что же говорить о войне? Казалось бы, исход битвы определен, все тактические ходы, маневры противников на полях боев подробнейшим образом описаны в исторической литературе. И вот, проходит время, меняются научные источники, открываются новые факты, оспариваются ранее известные истины. Прошлое оживает, меняется. Иногда в угоду, иногда вопреки.

Непреложную память хранят лишь предметы, письма, фотографии. Именно они помогают извлечь на поверхность частичку прошлого пусть не целой страны, а одного человека. И иногда этого оказывается достаточно, чтобы узнать о целой эпохе.

Именно поэтому, мы решили представить вашему вниманию часть архивных документов и экспонатов Гороховецкого историко-архитектурного музея, которые имеют непосредственное отношение к теме Первой мировой войны. Ведь история это, прежде всего, люди.

Перед нами три фотокарточки, на которых изображен Александр Иванович Гнедов. На одной из них он предстает в парадной форме рядового маршевого эскадрона 14-го Уланского Ямбургского полка. На оборотной стороне можно рассмотреть  подпись «На добрую память маме от сына» и дату – 08.02.1916г. А вот – он же, но уже с товарищем, так же в форме рядового. Судя по отметке на обратной стороне, фотография так же была сделана в 1916 году. На следующей карточке можно увидеть Александра Гнедова с друзьями по взводу 14-й кавалеристской дивизии. Благодаря этим фотографиям мы можем увидеть шинель и парадную военную форму 14-го Уланского Ямбургского полка образца после 1912г.

Полк был сформирован 16.08.1806г. как Ямбургский Драгунский полк в Торжке и Старице Тверской губернии, в Первую мировую войну полк участвовал в боевых действиях в составе 14-й кавалеристской бригады 5-й армии Юго-Западного фронта. По всей вероятности, Гнедов Александр в это время нес службу на линии фронта.

Большой интерес представляет личный листок учетно-распределительного отдела Гнедова Александра Ивановича. Ознакомившись с документом, можно узнать, что родился он 14 августа 1896г. в деревне Морозовка Гороховецкого уезда, до войны 1914г. работал на судостроительных заводах в Петрограде и Кронштадте, имеет профессию слесаря, окончил 3 класса высшего училища в г. Гороховец. Интересно и его продвижение по службе. В листке указано, что Гнедов А.И. служил в старой армии, в кавалерии, был красным командиром. Принимал участие в русско-германской и гражданской войнах в качестве командира взвода и эскадрона. В 1918г. добровольно вступил в ряды красной армии. Демобилизован в 1922г.

На следующих фотографиях мы можем увидеть бравого моряка Дьяконова Александра Георгиевича. Оба снимка датированы 1917г. Фотография в полнй рост, если верить записи на обороте, бела сделана в г. Ревель 07.07.1917г. Александр Георгиевич служил на подводной лодке "Леопард". Судно относилось к подводным лодкам серии "Барс". Их постройка началась в начале XXв. Всего было построено 24 судна - серия стала самой многочисленной из российских субмарин того времени. «Леопард» был спущен на воду 03.12.1916г. Уже в конце декабря судно вступило в строй. В 1917 году подводная лодка участвовала в военных действиях: несении позиционной и дозорной службы на подходах к портам и базам, а также совершила пять боевых походов. Согласно исторической справке, «Леопард» принимал участие в февральской революции. Лишь в 1932-м году судно было выведено из боевого состава и стало учебным. В 1952-м году в Ленинграде судно было разобрано на металл.

И хоть от самого боевого корабля ничего не осталось, мы и сегодня можем увидеть лица смелых моряков. В музейном фонде сохранилась фотография экипажа подводной лодки «Леопард». Александра Георгиевича Дьяконова можно увидеть в левой части снимка.

Первая мировая война не оставила в стороне никого, государства объявляли друг другу войну, зачастую уже находясь в режиме конфликта с другими странами. Возникали альянсы, неожиданные союзы. В результате войны распалось четыре империи: Германская, Австро-Венгерская. Российская и Османская.

Уже с первых дней Первой мировой войны кубанские казачьи пластунские бригады находились в боевом соприкосновении с турками на Кавказском фронте.  Здесь отличились 1-я Кубанская казачья пластунская бригада генерала М.А. Пржевальского и 2-я Кубанская казачья пластунская генерала И. Е. Гулыги.

Офицером второй Кубанской пластунской бригады был Николай Иванович Никифоров. На снимке, сделанном в марте 1915г. он предстает по всей казачьей форме. Николай Иванович принимал непосредственное участие в защите Сарыкамыша. В декабре 1914 года турки предприняли наступление во фланг русских войск и двумя корпусами наступали на Сарыкамыш, Карс и Тифлис. 11 декабря турки были уже на подступах к Сарыкамышу. Положение было критическим. Оказавшийся в городе полковник Н. Букретов взял на себя оборону города. Он с небольшим гарнизоном отражал превосходящие силы противника. На выручку защитников Сарыкамыша были направлены пять батальонов 1-й Кубанской казачьей пластунской бригады. Казаки-пластуны, продвигаясь форсированным маршем в глубоком снегу, при 30 градусах мороза, в течение 20 часов спешили на выручку Сарыкамыша, обложенного турками со всех сторон. Совершив многокилометровый марш, пластуны прорвались в Сарыкамыш. Теперь уже оборону Сарыкамыша возглавил генерал М.А. Пржевальский. С 16 по 25 декабря 1914 года шли ожесточенные бои под Сарыкамышем.

Подошедшая 2-я Кубанская казачья пластунская бригада генерала И. Е. Гулыги ударила в тыл туркам. Турецкая армия была полностью разбита казаками-пластунами. Подвиги кубанских пластунов прогремели по всему миру. Николай Иванович получил пулевое ранение в правую руку и ранение шрапнелью при защите Сарыкамыша.

Говоря о самоотверженности принимавших участие в войне людей, нельзя не упомянуть и о наградах. В коллекции музейных наград и знаков отличия можно найти и те, что относятся к периоду Первой мировой войны.

Всего в царской России существовали 4 наградных креста и медали, на которых выбивался (гравировался) номер. Это донат Мальтийского ордена, Анненская медаль, георгиевский крест и медаль. Последние три являлись основными наградами нижних чинов в период Первой мировой войны. К ним можно отнести и знак отличия ордена святой Анны, известный как Анненская медаль. Он представляет собой серебряную позолоченную медаль с изображением орденского знака. В углубление креста и круга заливалась красная мастика. Внутри наградного знака выбивался порядковый номер. Данная награда к началу Первой мировой войны вручалась низшим чинам, по большей части, за выслугу лет. Уже при Николае II в связи с тяжелым положением в стране многие награды стали чеканить из недорогих сплавов.

Анненская медаль была упразднена в декабре 1917г.

Кроме наградных знаков, по традиции выпускались памятные жетоны пропагандистского характера.  Перед началом Первой мировой войны шло активное сближение стран Антанты. В основу Антанты был положен русско-французский союзнический военный договор заключенный в 1891-93 годах. Между Францией и Россией шло активное военное и экономическое сотрудничество. К очередным визитам делегаций дружественных стран в то время выпускалось много памятных медалей и жетонов, так же эти жетоны использовались с целью пропаганды нового военно-политического союза, объясняя населению, что французы и англичане теперь наши друзья. Данный жетон, скорей всего, вручался делегациям стран Антанты и присутствующим при этих визитах, а так же эти жетоны были модным товаром на ярмарках и в мелочных лавках. Считалось модным носить сразу несколько подобных жетонов на цепочке.

Примером таких памятных знаков можно считать бронзовый жетон «В память великой войны. Франция-Англия», выпущенный в 1914г. На лицевой стороне можно увидеть портрет Николая II, под портретом на ленте надпись «Боже царя храни». На оборотной стороне двуглавый орел, по сторонам «Франция», «Англия», ниже на ленте надпись «Память великой войны», под которой расположены портреты Раймона Пуанкаре и Георга V, внизу дата «1914»

Так же представляет интерес памятный жетон «Николай II и союзники». Изготовленный из бронзы, он олицетворяет союз Российской империи и стран-участниц войны. На оборотной стороне изображены портреты глав Франции, Англии, Италии, Бельгии, Сербии, Японии. Под портретами изображено восходящее солнце и просматривается надпись «В память великой войны». На лицевой стороне находится портрет Николая II, расположенный над скрещенными лавровыми ветками.

Боевой дух поднимали не только выпуском сувенирных знаков. Например, выпускались почтовые карточки с изображением мощи Российской армии и воодушевляющими надписями. На одной из таких карточек можно увидеть фотографию снарядов и сопровождающую подпись «С такими запасами снарядов – немец не страшен». Или бланки для писем с рисунками и стихами патриотического содержания. Некоторые из этих «фронтовых весточек» сохранились до нашего времени.

Безусловно, проведение подобных конференций, а также появление тематического электронного ресурса являются огромным подспорьем в дальнейшем изучении материала.  Многократно увеличивается вероятность того, что удастся обнаружить родственников участников Первой мировой войны, изображенных на фотографиях, упомянутых в документах и письмах.

К сожалению, многие предметы, документы и даже фотографии порой так и не раскрывают своей истории. Так, в музейных фондах можно найти снимки, на которых подписи либо не сохранились, либо и вовсе не были нанесены. Удачей можно считать, если удается узнать фамилию, имя человека, изображенного на фотографии. Тогда его историю можно отследить. Но иногда даже имя на обороте снимка не даст никакой информации. Несмотря на это, все карточки бережно хранятся в музее как достояние нашей истории. Они побуждают стремиться к дальнейшему изучению, исследованию, поиску информации о людях, о судьбах, о наших корнях. Пусть сейчас мы не можем сказать, кто эти люди в форме, где они служили, на каких фронтах воевали. Но мы можем вглядеться в их лица, ведь именно они писали наше будущее.

 

Заведующий сектором

по экскурсионно-методической работе

Ястребова И.В.

Уважаемые посетители!

В связи с проведением ремонтно-реставрационных работ экспозиции Дома Сапожникова (Ершова) и Выставочного зала

временно недоступны для посещения.

Приносим свои извинения.