Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Директор МБУК "ИАМ"

Павлухина М.П.

 

Доклад  для выступления на межрегиональной научно-практической конференции «Сохранение нематериального культурного наследия. Опыт ЦФО России»

21-24 октября 2013 года

Гороховецкая игрушка – явление не только самобытное, но и оригинальное. Игрушка является порождением плотницкого дела, поскольку вытесывалась, а затем дорезалась руками гороховецких плотников-«якушей». В целом, плотничество было главным промыслом мужского населения, так как  Гороховецкий уезд стоял на первом месте во Владимирской губернии по площади, занимаемой лесами (данные Материалов по оценке земель Владимирской губернии, 1901 г).

На сложение технологии изготовления гороховецкой плотницкой игрушки сильнейшие воздействие оказали сформировавшиеся в Гороховецком уезде свои оригинальные стили резьбы: «глухая» рельефная, или корабельная, пропильная и  точечная, а также и кистевая роспись Поволжья.

Поэтому изучая технологию изготовления гороховецкой плотницкой игрушки мы остановились на моментах ее создания и бытования, а именно:

- на времени появления и характере бытования

- на инструментарии мастеров

- на технологическом процессе ее вытесывания, вырезания и раскраски

- на характерных приемах создания художественного образа

- на преемственности традиции и целесообразности ее сохранения

В первой половине  19 века, а именно в 60-х гг. в Гороховце появился такой вид народного творчества, как деревянная плотницкая игрушка. Это очень редкостный вид народной деревянной скульптуры. Их ныне сохранилось очень мало, даже в фонде МБУК «ИАМ» нет ни одного подлинника. Это связано с тем, что плотницкая игрушка как правило не покидала пределов своей деревни и не имела особой ценности, т.к. продолжительное время находилась в тени от искусной плотницкой резьбы. Здесь ее делали, здесь с ней играли, здесь она приходила в негодность и выбрасывалась бесследно изчезая.  Она дошла до нас только благодаря заботам любителей старины, которые уже в то время увидели ее уникальность: старинные гороховецкие игрушки есть в собраниях Государственного Русского музея,  Музея народного искусства и Музея игрушки в Сергиевом Посаде.

Для изготовления гороховецкой игрушки нужны были большие навыки мастерства, сноровка, умелое владение плотницкими инструментами: среди которых кроме топора можно назвать долото, грубый наструг, наверток, нитка, отвес и драч. Ее делали только мужчины, хорошо знакомые со столярным и плотницким искусством.

Игрушку, подобную гороховецкой, в народе называли щепкой, так как изготавливалась из отходов плотницкого дела, всевозможных деревянных чурок и щепок, как правило, из мягких пород дерева: осины или липы. Сначала обработка игрушки производилась топором, и лишь затем мастер прибегал к помощи ножа или долота. Но часто топор составлял единственный инструмент игрушечника. Это говорит о виртуозном владении плотником своим исконным орудием труда. Создавая игрушку, глаз мастера оказывается настолько выверенным, что образ рождается буквально несколькими точными взмахами топора. За всем этим стоит видение образа, прекрасное понимание свойств дерева, его художественных возможностей.

А по своему характеру гороховецкие игрушки близки в мстерским, городецким и богородским, но отличаются от них  и типажом, и техникой исполнения. Они более архаичны, грубоваты по форме и раскраске, экспрессивны и очень фактурны.

Излюбленными образами для изготовления гороховецких игрушек были кони, птицы и барыни, то есть то, что окружало мастера – «якуша». И, несмотря на то, что круг этих образов немногочисленен и достаточно устойчив, сами по себе игрушки отличаются большим разнообразием (особенно кони). Когда-то, до постройки в 70-х годах  19 века железной дороги, через Гороховец пролегал шумный почтово-торговый тракт  из Москвы в Нижний Новгород.  Каких только упряжек не проносилось по нему: и неторопливые барские кареты, и лихие тройки с бубенцами, и тяжело груженые повозки торговых людей.

Видевшие это плотники старались и в своем изделии передать и стремительность конской упряжки, благородство и осанистость ямщиков, с гордо заломленными на затылок шапками, уверенность и снобизм богатых седоков. А все вместе это создавало впечатление бурной скачки. Наверное, поэтому кони были у ребятишек любимейшими игрушками. В гороховецкой игрушке кони чаще всего окрашены киноварью в горячий красный цвет, отчего фигуры становятся еще более выразительными.

   Еще одну большую группу образов в гороховецкой игрушке представляют собою птицы. Фигурки  птиц всегда были в числе любимейших мотивов в крестьянском искусстве. С ними связано множество обрядовых действий народных праздников, которые берут свое начало с языческих времен.  Роспись птиц детально проработана: тщательно прописаны тонкой кистью крылья, оперение, глаза. Расписывалось это  яркими красками, а техника письма нередко заимствовалась у иконописцев ближних сел Мстеры, Холуя и Палеха, Нижнего Ландеха, а также  опыт местных иконописцев.

   Несколько позже появился образ «барышни». Причем вид куклы, ее роспись  изменялись вслед за модой. Если первоначально были традиционные крестьянские сарафаны, поневы и платки, то вскоре в образе куклы появляются и перенятые деревенскими модницами у городских дам широкие колоколообразные юбки, кофты и кокошники. Теперь это все вычурно яркое, пестрое, расцвечено крупными лепестковыми розетками. Мастер в своем изделии как бы иронизирует над деревенскими модницами, говоря тем самым, что красота русской женщины не в модных городских новинках, а в красоте и широте ее души, наполненной музыкой природы и поэзией нашего края.

Излюбленными орнаментами гороховецкой игрушки является крупная лепестковая розетка, выполненная краской. Ею украшены одежды барынь, спинки карет и повозок, подставки под коней. Лишь изредка узор одежды женских фигур представляет собой мелкие точки, штрихи, прямые и волнистые линии, что напоминает орнамент набоек, которые также были распространены на территории Гороховецкого края.

Интересна и сама техника раскраски: чистую деревянную игрушку покрывали слоем левкаса (мел и клей), сверху наносили краску и покрывали олифой. 

Но мастера не только не боялись трудоемкости процесса создания игрушки, а напротив стремились вложить в нее всю свою сноровку, все умение и выдумку. И вот уже из рук мастера рождается сложная в исполнении разборная игрушка: некоторые детали повозок становятся подвижными и съемными. Таковыми являются каталки-колески, в которых все детали при игре приводились в движение одна от другой. Так поистине монументальна гороховецкая тройка – один из непревзойденных образцов народного искусства резьбы по дереву.

Считалось до недавнего времени, что традиция игрушечного дела в Гороховце давно прервалась. Но отдельные мастера – игрушечники были в Гороховецком районе всегда: В.А.Елшенков, А.Ю.Климович. Благодаря им традиционная игрушка в нашем крае продолжает жить.

Технология изготовления гороховецкой плотницкой игрушки как выявленный объект нематериального культурного наследия Владимирской области имеет большую культурную технико-технологическую ценность для сохранения традиционной культуры Гороховецкого края.

 

 

Основная литература:

- Андреев Н.И., Скворцов А.И. Гороховец. Историко-краеведческий    очерк.-Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство,1988.- 110 с.

-  Традиционная культура Гороховецкого края. Экспедиционные, архивные, аналитические материалы. Научное издание.Т.1.-Москва, 2004.- 366 с.

- Федоров В.Нижегородская домовая резьба.- Н.Новгород:Литера, 2012.- 160с.

 

Периодические издания:

- Во что играли дети сто лет назад? // Мир музея - №293(январь 2012г.).- С.38-40

- Нематериальное  наследие и музей//Музей. - № 7.-  2013г. – 74 с.

- Скворцов А.И. Отзыв на предложение по включению «Технологии изготовления гороховецкой плотницкой игрушки» в Единый реестр объектов нематериального культурного наследия Владимирской области

Уважаемые посетители!

В связи с проведением ремонтно-реставрационных работ экспозиции Дома Сапожникова (Ершова) и Выставочного зала

временно недоступны для посещения.

Приносим свои извинения.