Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Заведующий сектором ЭВД

Ладушина И.А.

Сапожниковы в Казани. Надежда Сапожникова - ученица Фешина

Фамилия Сапожниковых известна в Гороховце практически каждому. Не только потому, что городской музей располагается  в доме купца Сапожникова.

     Но самом Михаиле Федоровиче Сапожникове каких-либо сведений практически не сохранилось. В Государственном архиве Владимирской области найден формулярный список М.Ф.Сапожникова, благодаря которому можно лишь частично восстановить отдельные факты его биографии. Выходец из купеческого сословия, родился он в Гороховце около 1836 года, окончил Гороховецкое приходское училище. Затем уехал в Казань, где успешно вел свое дело, торговал мануфактурой, тканями, готовым платьем. Там же приобрел двухэтажный каменный дом с надворной постройкой и землей. Кроме того, Михаилу Федоровичу принадлежало родовое имение ‑ участок земли, совместно с родным дядей в Гороховце он владел двухэтажным домом с землей и 5 десятин земли сенных покосов. Когда пришла пора, женился на Серафиме Ивановне, у них родились четыре сына: Михаил, Константин, Николай, Владимир и семь дочерей: Елена, Александра, Софья, Вера, Надежда, Серафима, Маргарита.

    Родной город Сапожниковы не забывали. Почти все гражданские учреждения Гороховца выстроены семейством Сапожниковых, подарены городу. Михаил Федорович построил здания женской гимназии и богадельни, жена его Серафима Ивановна прогимназию, а сын Константин – Храм Всех Святых и больницу, которая служит до сих пор.

     Но сегодня речь пойдет о дочери Михаила Федоровича – Надежде Сапожниковой.

         Надежда Михайловна Сапожникова родилась в Казани 26 марта 1877 года . В семье было одиннадцать детей, но мать Надежды Михайловны - Серафима Ивановна, воспитывала их сама, без гувернантки.

       Прежде чем подробно остановиться на личности Надежды Михайловны, нужно сказать о том, что все материалы о ее биографии основываются, в основном, на воспоминаниях ее племянницы Варвары Владимировны Адоратской.

       Несмотря на то, что семья была хорошо обеспечена, родители сумели воспитать в детях скромность, трудолюбие, умение все делать самим. Надежда Ивановна была седьмым ребенком в семье, с детства отличалась очень жизнерадостным и живым характером и была любимицей отца. Она его совсем не боялась, умела настоять на своем. Хотя красотой Надежда Михайловна не отличалась, у нее было открытое и приветливое выражение лица, что всегда располагало к ней людей.

       В 1888 году Надежда Михайловна поступила в Мариинскую гимназию, училась она всегда хорошо, в гимназии у нее проявились большие способности к рисованию. Учитель гимназии ставил пятерки ее сестрам, которые не отличались большими способностями к рисованию, говоря: «Уж очень хорошо ваша сестра рисует».

         В 1895 году Надежда Михайловна окончила гимназию и, пройдя педагогический курс, получила звание домашней учительницы. Некоторое время Надежда Михайловна занималась резьбой по дереву и рисованием по фарфору, изучением иностранных языков. Одновременно преподавала в воскресной школе Адмиралтейской слободы.

       В 1904 году Надежда Михайловна окончила  курсы медсестер и занималась практикой в больнице. Однако, обладая от природы участливым и жалостливым сердцем, она так переживала за больных и столько проливала над ними слез, что вынуждена была оставить это занятие. Преподавательница рисования по фарфору, француженка мадам Пор, обратила внимание на способности Надежды Михайловны к рисованию и посоветовала ей заняться этим серьезно.

      Ее отговаривали друзья отца. Не известно, был "за" или "против" увлечения живописью Михаил Федорович,  и как он воспринял ее решение поступить в ученицы Художественной школы, но даже если бы он и был против, это ничего не меняло: дочь его с малых лет обладала недюжинной волей и энергией, всегда знала, чего хочет, и выросла в интеллектуально образованную, с мужским складом ума "энергическую" женщину (как ее называли знакомые), легко преодолевающую преграды, перед которыми спасовали бы и иные мужчины.

     В 1904 году, когда ей было уже 27 лет, Надежда Михайловна поступает в Казанскую художественную школу. В школе она делала заметные успехи, но ее несомненный живописный талант и художественная одаренность ярко обнаружились с возвращением в 1908 году в Казань Николая Фешина.

  Николай Иванович Фешин родился в  1881 году  в Казани.  Отец художника был владельцем иконостасной мастерской, занимающейся позолотно-столярными работами.

     Публичную школу художник закончил в 1895 году. В этот же период Фешин изготавливает для одной из церквей в Казани чертёж иконостаса и получает первые деньги

      В 1901 году Фешин закончил отделение живописи художественной школы Казани и, имея необходимые рекомендации, поступил в Высшее художественное училище, относящееся к Академии художеств. Там он проучился с 1901 г. по 1909 г.

      Одновременно с обучением в училище Фешин посещал мастерскую Ильи Ефимовича Репина (1902–1907 гг). Прямым учеником Репина Фешин  не является, хотя именно от него получил знания об основных принципах современной живописи, а также познакомился с творчеством импрессионистов.

    Летом 1904 года художник работал во Владимирской губернии в слободе Мстера

    В 1906 году Фешин был приглашен как руководитель для рисовальных классов при стекольном и фарфоровом императорских заводах, но отказался от этого приглашения..

     В 1907 г. учитель Фешина И.Е. Репин ушел из Академии. Пятьдесят его учеников (Фешин в том числе) написали Репину письмо, прося его вернуться в Академию художеств.

      В 1908 году заведующий художественной школой в Казани Г.А. Медведев предложил Фешину занять место преподавателя по живописи и рисунку, художник принял это приглашение.

    Это был уже сложившийся мастер с огромным талантом и неповторимой индивидуальной техникой письма, с первых же дней появления в Художественной школе завоевавший непререкаемый авторитет. Его ученик Н.М. Никонов вспоминал, что "вся казанская школа в этот период была, в сущности, "фешинской", все ученики подражали ему".

    Николай Иванович написал в тот период несколько портретов, в том числе. и Сапожниковой Н.М. (в шали).

     30 октября 1909 г. Николай Иванович получил официальное звание художника и был наделен правом пенсионерской заграничной поездки.

      1909–1915 гг. — период участия в зарубежных выставках: в Питсбурге, Нью-Йорке,  Интернациональной Римской выставке,  Сан-Франциско.

        В 1910 г. Фешин совместно с Н.М. Сапожниковой совершил пенсионерскую поездку по нескольким европейским городам.  

     В 1916 г. Фешину присвоили звание академика живописи.

     В 1919 г. Центральный музей Татарии первым приобрёл работы Фешина.

     В октябре 1922 г. Фешин закончил преподавание в художественной школе Казани.  В 1923 г. 1 августа Фешин Николай Иванович с семьей приехал в Нью-Йорк.

    Таким был учитель Надежды Михайловны.

    Подражала фешинской манере письма и Сапожникова, и именно влияние Николая Ивановича, неповторимого портретиста, подвигло ее выбрать основным направлением своего творчества портретный жанр. Однако, в отличие от иных учеников, Сапожникова, впитав уроки своего учителя, не растворила в них свою индивидуальность. Не тот был у нее характер. Наоборот, в ее портретных работах, как вспоминал известный художник и педагог Константин Константинович Чеботарев, появились "чисто сапожниковские острота и верность характеристик", что и было замечено казанской прессой и публикой на периодической выставке Художественной школы в 1909 году.

      Надежда Михайловна была общительна и приветлива, она подружилась и с Николаем Ивановичем Фешиным. В ней было то, что Николай Иванович ценил больше всего в своих учениках: художественная одаренность, трудолюбие, наличие яркой личности и острого ума. К тому же ученица была четырьмя годами старше самого Фешина, что размывало и в конечном итоге свело на нет границу "учитель - ученик". Кроме того, Надежде Михайловне, как и Фешину, были присущи чуткость и душевная доброта, несмотря на некоторую отстраненность от казанского "общества" и избирательность в знакомствах.

  Их простые дружеские отношения поддерживались до самого отъезда Н.И. Фешина в Америку в 1923 году.

  В течение многолетней дружбы с Сапожниковой Николай Иванович написал несколько ее великолепных по мастерству портретов, первый из которых появился уже в 1908 году. Назывался он по-разному: "Портрет Н.М.С. в шали", чаще, особенно на международных выставках, - "Портрет М-lle Сапожниковой". Фешин дебютировал с ним и с "Портретом моего отца" в Америке, на международной выставке "Carnegie - Institute" в Питсбурге, где весьма успешно конкурировал с такими мастерами, как Шарль Коттэ, Клод Монэ, Писарро и Ренуар.  Американские газеты писали: "Портрет М-lle Сапожниковой" может быть назван наиболее оригинальной работой на выставке; этот очаровательный портрет, удивительно красочный и интересно разработанный... представляет собою одну из наиболее привлекательных работ, совершенно новую и индивидуальную по исполнению...". Восторженную оценку работе Фешина дал нью-йоркский критик, подписавшийся инициалами С.В.: "...И все-таки один только русский художник Николай Фешин своим портретом мадемуазель Сапожниковой пожал лавры полного триумфа среди всех других портретов этого Салона, и редко американская публика имела случай видеть картину, представляющую столько индивидуальности и характера...".

       Также из собрания музея - два этюда с Надежды Михайловны (1915), портрет Екатерины Матвеевны Конуриной (1916), портрет профессора Фофанова (1916?), портрет Надежды Михайловны в белом старинном платье (1916), портрет Надежды Михайловны во весь рост у клавесина (1916).

   На этюдах и портретах Н.И. Фешин везде верно передал черты лица Надежды Михайловны. Хотя она и очень похожа, однако эти портреты не передают ее обаяния. В жизни она часто улыбалась, лицо ее всегда было оживленно, а когда она позировала, то сидела спокойно, задумавшись, что было ей не свойственно.           

      Начиная с 1909 года Сапожникова сама постоянно участвовала в казанских выставках, представляя свои портретные работы, реже этюды, и в городской периодике - в "Ведомостях", "Телеграфе" и иных изданиях картины ее не оставались без оценки, всегда положительной. Портреты знакомых ей людей носили точный реалистичный рисунок и не оставляли сомнений в талантливости их автора.

       Вместе с Фешиным ее работы экспонировались на I и II Государственных выставках в Казани; в 1919-1924 годах она преподавала рисунок на рабфаке Казанского университета, а после отъезда Фешина в 1923 году в Соединенные Штаты она приняла его мастерскую.

      Интересны воспоминания выпускницы Казанской Художественной Школы, а затем и преподавателя рисования в начальных и средних классах Веры  Вильковиской. Все это время Вера работает в мастерской Надежды Михайловны Сапожниковой. Мастерская эта в культурной жизни Казани начала XX столетия занимает особое место. Живописец-портретист, меценат, коллекционер, преподаватель – такой была Надежда Михайловна. В 1910 — начале 1920-х годов её мастерская находилась в Телеграфном переулке, и была одним из центров художественной жизни Казани, где собирались художники — преподаватели и ученики школы. Многие из них также работали в мастерской. В мастерской Сапожниковой занимались не только живописью, но и декоративно-прикладным искусством — керамикой, вышивкой, резьбой по дереву.

      В опубликованных воспоминаниях о Николае Фешине можно часто найти упоминание о вечерах и работе в мастерской Сапожниковой. Особого внимания в этой связи заслуживают дневниковые записи К. К. Чеботарева, ныне хранящиеся в Российском государственном архиве литературы и искусства. К. К. Чеботарев писал: «В те годы мастерская Сапожниковой становилась своеобразным маленьким центром, вокруг которого начали концентрироваться оригинальные творческие индивидуальности. В 1914, 1915, 1916 гг. в мастерской Сапожниковой каждый вечер рисовали обнаженную натуру Сапожникова, В.Э Вильковиская, А. Г. Платунова, Л. М. Поздеева, В. Ильина. На эти дружеские сеансы „мальчишки“ ни в коем случае не допускались. Для нас время от времени устраивались другие сборища. Сверхъестественные пельмени, неповторимо вкусное кофе и очень много разговоров об искусстве. К. Чеботарев, П. Зотов, Д. Мощевитин, В. Попов, В. Молчанов, А. Гаврилов и многие другие. Разве я могу вспомнить, разве я знаю всех, на кого распространялось широкое меценатство Надежды Михайловны…»

      В 1925 году Сапожникова оставила преподавательскую деятельность, а в 1932 году навсегда покинула Казань - без учителя и друга родной город становился все более и более пустым и холодным.

     Она жила в Москве, где преподавала рисунок, но после перенесенной болезни легких, ушла на пенсию и жила в Подмосковье. Во время войны она отказалась ехать в эвакуацию. Она умерла в возрасте 67 лет. Один из ее соседей держал козу,  уезжая осенью в город, оставил ее Надежде Михайловне. Как-то коза убежала, и Надежда Михайловна, легко одетая, выбежала за ней, после чего простудилась и не перенесла болезни.