Версия для незрячих
601480, Владимирская область, г.Гороховец, ул. Нагорная, 4
  1. Гороховецкий историко-архитектурный музей
  2. О музее
  3. Новости
  4. Выпуск № 13. Чем знаменита и как спускали на воду баржу небывалых размеров?

Выпуск № 13. Чем знаменита и как спускали на воду баржу небывалых размеров?

26.05.2022 Просмотров: 1887

У туристов и гостей города Гороховец, впервые посетивших музей технической мысли «Марфа Посадница», несомненно, не раз возникал вопрос о его названии. В одном из залов этого музея экспонируется фотокопия из личного архива краеведа Н. И. Андреева «Баржа «Марфа Посадница во время достройки, 1907 г. Гороховец» - крупнейшей в мире нефтеналивной баржи. Ее появление историки речного флота до сих пор квалифицируют не иначе как переворотом в речном судостроении.

Чем знаменита

В 1907 году на котельно-судостроительном заводе Ивана Александровича Шо́рина гороховецкие корабелы построили баржу небывалых размеров: длиной 172 метра, шириной 24 метра. Высота борта составляла 3,85 метра, а грузоподъемность — 9150 тонн. Постройку ба́ржи заказал председатель Нижегородского биржевого общества Дмитрий Васильевич Сиро́ткин. Проект этого судна «мнущего» воду типа был разработан и запатентован великим русским инженером Владимиром Григорьевичем Ш́уховым. Однако чертежи Шу́хова были доработаны гороховчанами в техническом отделе завода Шо́рина с целью увеличения размеров судна. В результате водоизмещение ба́ржи было увеличено почти в пять раз.

Спуск на воду

Наш земляк, родившийся в 1885 году на станции Денисово Гороховецкого уезда, художник-краевед, Владимир Иванович Маркелов, ученик академика Д. Н. Кардовского, был очевидцем спуска на воду этой чудо-баржи.

Сохранились его воспоминания об этом событии:

«Весть о спуске баржи-гиганта быстро облетела маленький городок. Желающих посмотреть, как баржа поплывет по воде, собралось очень много. Пришли и мы с женой.

Половодье в тот год (1907) было несколько ниже предполагаемого, и вода не подняла баржу. Она стояла у берега на скрепленных бревнах. Стаскивать ее в воду должны были два буксирных парохода. С них к барже тянулись два толстых каната, которые дугами провисали от собственной тяжести.

Первое движение пароходов натянуло канаты как струны и оттащило пароходы несколько назад. Возникла опасность для публики в случае обрыва канатов. Я предупредил об этом собравшихся, и часть народа отошла на берег, а сам, выбирая новое место, задержался. И тут возникла другая опасность: от сильного рывка баржа съехала на воду и медленно поплыла с висевшим у кормы громадным якорем, приближаясь к строящемуся судну, на палубе которого мы стояли. Все бросились на берег, я был далеко на корме. И вот висящий над нашими головами якорь одной лопастью зацепился за каркас строящегося парохода. Каркас был склепан из углового железа. Клепки стали вылетать, как пули, а железо смяло в кучу, как проволоку, и потащило по палубе с грохотом в нашу сторону. Куда деваться? Сходни далеко. Открытый люк в трюм сверкает отблесками воды, прыгнешь – утонешь. За кормой – берег, покрыт водой, тоже глубоко.

К счастью, на барже догадались спустить якорь, быстро развернули цепь, и якорь упал в воду, утащив с собой каркас парохода.

Так закончился спуск баржи на воду, и она пошла по назначению. Эта баржа гороховецких судостроителей была столь велика по размерам, что если бы ее поставить поперек реки, то она заняла бы все пространство от одного до другого берега и могла служить мостом».