Выпуск № 12. В чью память о подвиге фаворита Екатерины II была выбита медаль за избавление Москвы от язвы в 1771 году?
В середине XVIII столетия в России началось противодействие массовым инфекциям. При известии о вспышке болезни на границах выставлялись карантинные заставы, где проезжающих задерживали на шесть недель, их вещи окуривались дымом можжевельника или полыни, письма переписывались, металлические деньги обмывались уксусом и т.д. Однако масштабные военные действия русской армии в Молдавии в 1770 году привели к тому, что, по словам современников, «мор распространялся как пламя, гонимое ветром».
В августе 1770 года чума достигла Брянска, а вскоре «черная смерть» появилась в Москве. Жизнь города была парализована, на пике эпидемии в день умирало до тысячи человек.
Московский генерал-губернатор П. С. Салтыков, отчаявшись справиться с эпидемией, удалился в свое родовое имение Марфино, за ним уехали обер-полицмейстер И. И. Юшков и другие градоначальники. Город остался без власти, мор и мародерство довели москвичей до отчаяния. Нужна была искра, чтобы произошел взрыв.
Москва вымирала: число жертв превысило 100 тысяч – почти половина тогдашнего населения города. 21 сентября 1771 года, «видя прежалостное состояние Москвы, и что великое число народа мрет от прилипчивых болезней», Екатерина II манифестом объявила о посылке в Москву «персоны, от нас поверенной, графа Григория Орлова, избранного по довольно известной его ревности, усердию и верности к нам и Отечеству».
Орлов прибыл в Москву 26 сентября 1771 года с большим штатом лекарей и в сопровождении четырех полков лейб-гвардии. Москву разбили на санитарные участки. Открывались дополнительные больницы и карантины. По окраинам Москвы устраивались карантины со специальными чумными больницами. Дома, где регистрировались случаи заболевания чумой, заколачивали досками, на их воротах рисовали красные кресты.
Решительные меры принесли плоды, и вскоре эпидемия прекратилась. Вернувшегося 5 декабря в Петербург Орлова чествовали, как военного триумфатора.
Поэт В. Майков писал: «Орловым от беды избавлена Москва…».
В память о подвиге фаворита Екатерина II повелела выбить медаль. На ее лицевой стороне (штемпель работы Георга Кристофа Вехтера) изображен сам Орлов в окружении надписи: ГРАФ ГРИГОРИЙ ГРИГОРИЕВИЧ ОРЛОВ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ КНЯЗЬ. Надписи на оборотной стороне медали (штемпель работы Иоганна Георга Вехтера) гласят: РОССИЯ ТАКОВЫХ СЫНОВ В СЕБЕ ИМЕЕТ и ЗА ИЗБАВЛЕНИИ МОСКВЫ ОТ ЯЗВЫ В 1771 ГОДУ.
Медаль, прославляющая энергичные действия екатерининского фаворита Григория Орлова, подавившего «чумной бунт» в Москве хранится в собрании Гороховецкого историко-архитектурного музея с 1996 года. Она была передана Народным краеведческим музеем имени Н.А. Некрасова с. Фоминки», открытого в 1960 г. по инициативе коренного местного жителя, директора средней школы Василия Георгиевича Субботина.