Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Заведующий сектором ЭВД
Ладушина И.А.

«Интерпретация роли купечества в истории России в деятельности музеев и общественных организаций (экспозиционно-выставочной, культурно-образовательной, просветительной, издательской)»

11–13 марта 2014 года

Дом Ершова (Сапожникова): история музеефикации.

     Гороховец – исторический город. Многие столетия, прожитые им, наложили неповторимый отпечаток на его улицы и площади, соборы и дома. Дивную гороховецкую архитектуру дополняет изумительная природа.

       Первое упоминание о Гороховце встречается в Лаврентьевской летописи в связи с началом тяжелого периода в жизни древней Руси и разорением города монголо-татарами. Под 1239 годом было записано: «На зиму взята татарове Мордовскую землю и Муром пожгоша и по Клязьме воеваша и град Святые Богородицы Гороховец пожгоша а сами идоша в станы своя». Надолго исчезает название города со страниц русских летописей.

      Конец XVII- начало XVIII века - время расцвета и богатства Гороховца. В развивающемся городе Гороховце активную роль стали играть торговцы и ремесленники. Если бы не было постоянного спроса на ремесленные изделия в соседнем округе, городской посад в Гороховце не мог бы развиваться. Гороховецкие посадские люди, используя выгодное положение города на тракте Москва – Нижний Новгород с его шумной Макарьевской ярмаркой, вели большой торговый промысел по Клязьме, Оке, Волге до Астрахани. Город быстро рос. Разбогатевшие купцы, желая увековечить свое имя и показать мощь своего благосостояния, делали огромные вклады в строительство церквей, основывали монастыри, возводили хоромы для себя. В XVII веке в городе были построены на средства местного купечества три монастыря: мужской Троицко-Никольский и Знаменский Красногривский, женский Сретенский. А также приходской Храм Воскресения и праздничный собор Благовещенья (1700г.).

     В городе одновременно с каменными церквями строятся и каменные жилые дома. До наших дней дошло 7 гражданских каменных зданий, построенных в XVII-XVIII веках.

      Именно тогда и сложился тот облик города, что дошел до нас.

            Архитектурный облик Гороховца уникален. Исторический центр города – сосредоточение построек разных эпох и архитектурных стилей.

       Здесь размещаются 185 памятников истории и культуры в том числе, 31 – федерального значения.

      Уникальные гражданские и культурные постройки XVII-XVIII веков позволяют справедливо назвать Гороховец городом музеем под открытым небом.

Дом Ершова (Сапожникова) расположен у подножия Пужаловой горы. С 1981 года он используется под объект музейного показа.

 

Родословная владельцев

Известный исследователь русской гражданской архитектуры XVII – XVIII вв. Алексей Алексеевич Тиц пишет об Доме Ершова (Сапожникова) следующее: «Основываясь на анализе архитектурно-конструктивных форм, значительной толщине стен и принципах функциональной взаимосвязи этажей, следует считать, что здание было построено в 70-80х годах XVII в.»  и  «Основываясь на отдельных документальных данных, он предполагает, что Дом  в XVII в. принадлежал гостиной сотни торговому человеку Семену Ершову».

Вероятно, Тиц под документальными данными подразумевает сообщения писцовых книг г. Гороховца XVII в. В частности, в писцовой книге 1687 года указывается, что в Гороховце на посаде располагаются дворы тяглых людей первой статьи Семена и Михаила  Ершовых. Промышленность – отъезжий торг, мельницы и винокурни».

 Из архивных документов известно, что в середине XVII века вместо разорившихся представителей некогда богатейшей семьи купцов Ершовых, выдвигается род купцов Ширяевых, представители которых в 1771 году владели домом.

Но к концу XVIII столетия разоряется и род купцов Ширяевых. Новая фамилия купца Ивана Льготина появляется в документах Гороховецкого городового магистрата. В 1795 году купец Иван Льготин стал владельцем дома, приобретенного им «от гороховской купецкой дочери Катерины Ширяевой да мещанина Петра Климова, в ветхости, а ныне уже починкою и вновь постройкою им, Льготиным устроенного». Это единственное упоминание о каких-либо ремонтах и переделках дома.

Возможно именно Льготиным в 1795 году был перестроен 3-ий этаж. В «Обывательской книге» 1795 года за Льготиным числится «…дом с каменным зданием и деревянным построением… в ветхости», после чего упоминается о починке и перестройке Льготиным приобретенного им дома.

В 1798 г. Иван Афанасьевич Льготин умер. Дом по наследству перешел к дочери Льготина Анне Колпаковой. Через год Анна Колпакова, чтобы расплатиться с долгами, по частям продает недвижимое наследство: земли, сады.

Вероятно, в эти или ближайшие годы Анне Колпаковой пришлось продать дом, т.к. в записи купчих крепостей владимирской палаты гражданского суда за 1824 г. сообщалось, что мещане Старцовы продали свою дворовую и огородную земли с ветхим строением купеческому сыну Алексею Ивановичу Сапожникову.

Старцев же был соседом Льготина, земли его граничили с усадьбой Льготина.

По-видимому, Колпакова продала дом Сапожникову, последний, купив земли соседа, расширил разорившуюся и распроданную по частям усадьбу предшествующего владельца.

Так что, вполне возможно, что где-то в 20-х годах XIX века Алексей Иванович Сапожников приобрел интересующий нас дом, получивший известность как дом Сапожникова. Во всяком случае, в списке домохозяев города Гороховца за 1915-й год упоминается дом наследников Алексея Ивановича Сапожникова, находившийся в Нижне-Нагорной улице. Одним из последних владельцев дома был Михаил Федорович Сапожников, потомственный почетный гражданин Гороховца.

Вплоть до 1918 года владельцами дома были  Сапожниковы.

Такова краткая родословная владельцев Дома Ершова (Сапожникова).

      А теперь перейдем к истории реставрации ДОМА.

 

История реставрации

 

Собственно, сам Дом Ершова (Сапожникова)  издавна привлекал к себе внимание исследователей. Так, интересные изразцовые печи в нем обмерял в 1876-м году В. Леонов. В 1878-80гг. дом обмеряли Б. Веселовский и Л. Даль. В конце XIX-начале XX вв. усадьбу Сапожниковых фотографировал известный фотограф М. Барщевский. К тому же этот дом был взят на государственную охрану еще в 1918-м году в числе первых и самых важных архитектурных памятников. В 1919-м году дом обследован авторитетной комиссией под руководством академика И.Грабаря, которой был намечен целый ряд срочных мероприятий по спасению дома, а 1924-м году составлена была смета на ремонт кровли, ограждения и отвода родника из парка.

            По всей вероятности, ремонт был произведен. После реставрации владимирское губОНО потребовало сфотографировать дом, но из-за плохой погоды так, очевидно, и не было сделано. И последнее, чем мы располагаем – это письмо из наркомата просвещения от 2 июля 1929 года, в котором сообщалось: «В Гороховец предположена поездка арх. Торопова, которому будет поручено дать необходимые указания по ремонту и приспособлению для музейных целей древнего дома б. Сапожникова…»

Однако, было ли притворено это намерение в жизнь, неизвестно.

Но в статье Валерия Никифорова«Из истории дома Сапожникова», напечатанной в 1989 году указано, что: «В 1925 году в пустовавшем доме Сапожникова был произведен ремонт и горисполком поселил в нем несколько семей, в т.ч. семью Александра и Валентины Саичевых, и тем самым дом был спасен от разрушений...»

И в следующие без малого 50 лет, вплоть до начал 70-х гг. в интересующем нас доме располагаются коммунальные квартиры.

 

Музеефикация -1974

 

При этом, за трехсотлетнее существование здание неоднократно меняло свой облик. В архивах мало сохранилось документов о строительных периодах, ремонтах и перестройках дома или надворных строений.

Наше исследование основывается на проекте реставрации и музеефикации 1974 года (автор проекта, архитектор Владимирской специальной научно-реставрационной производственной мастерской Л. Лисова), разработанного  с учетом частичной реставрации 1952-1955 годах Владимирской специальной научно-реставрационной мастерской под рук. архит. Фирсова М.А. Проект 1974 года включал работы по реставрации и приспособлению здания под музей быта XVII века, т.е. музеефикация всего комплекса в целом.

Были изучены литературные источники; подобраны аналоги к проекту реставрации и музеефикации; выполнены обмеры мебели и предметов быта XVII века в музеях области; проведены историко-архивные исследования (нс. Л. Дудоровой); выполнены фрагментарные обмеры здания, интерьеров и частично зафиксированы зондажи, использована иконография и фотоархив.  Также всесторонне использован материал наблюдений, собранный в процессе ремонтно-реставрационных работ 1952-55 годов, архитектором М.А. Фирсовым.

В проекте реконструкции усадьбы использован картографический материал и архивные описи усадеб гороховецких купцов и посадских людей с XVIII по XIX века.

В 1952 году был составлен проект охранной зоны территории памятника, утвержденный Управлением культуры. Но, в связи с возрастающим строительством охранные зоны систематически нарушались.

Первоначально территория усадьбы дома Сапожникова занимала довольно обширную площадь, по-видимому вплоть до Большой улицы, а на западе до Воскресенской церкви. По мере того, как разорялись бывшие владельцы дома, распродавались по частям земли усадьбы: сады, огороды.  Сам же двор был огорожен высоким забором – «заплотом». «Устройство прочных оград в зажиточных дворах являлось обязательным условием, о чем красочно говорят слова «Домостроя». В XVIII столетии на карте мы видим небольшую территорию двора с домом, двумя каменными постройками.

 Как аналог к проекту усадьбы использована репродукция с плана 1695 г. двора торгового человека гостиной сотни А. Евстифеева в Москве на Якиманке.

 

В основу же планового решения самого Дома Ершова (Сапожникова)  взята трехчастная схема плана, которая «берет начало от народного жилища – «избы со связью»; имеющую огромную давность». (А.А Тиц «Русское каменное жилое зодчество XVII в.», Москва, 1966, стр.69).

Главным аналогом для оформления интерьеров в доме Ершова (Сапожникова) послужил филиал Государственного Исторического музея, музей боярского быта, известный больше как "Палаты в Зарядье" (Москва, ул. Разина, д.10), размещенный в отреставрированных боярских палатах XVII века. В палатах, как и в доме Сапожникова, «… подклет и этажи соединены друг с другом внутристенными лестницами», восстановлена красная палата, комната хозяина и хозяйки, подклеты с утварью. Эти работы были выполнены в полном объеме, интерьер существует и по сей день.

   Кроме того, в проекте музеефикации усадьбы предлагалось вдоль северной границы усадьбы для музейного показа перевести или поставить вновь несколько деревянных построек, например, баню, колодец, хлев или конюшню с сенником – типичные дворовые постройки в усадьбах XVII-XVIII века.

Так, в 1925 г. в усадьбе дома Сапожникова было разобрано последнее дворовое строение – каменное здание, названное в отчетах «старинным сараем-конюшней».

Речь идет, по-видимому, о каменном здании людских келий, что стояли на восточной границе участка, по красной линии ул. Нагорной. К кельям примыкали дубовые резные въезжие ворота, сохранившиеся и по сей день.

    Другая каменная постройка на территории усадьбы – поварня, разобрана, по-видимому, намного раньше. Об этой постройке узнали только благодаря описи, обнаруженной Л.В. Дудоровой в ВОГА: «… на дворе людские каменные покои низменные в коих два покоя, в них две печи простые, крыты дранью. У окошек решетки железные. Кухня каменная ветхая…»

На карте города, составленной в 1771 г., на территории усадьбы дома Сапожникова  обозначено, кроме дома, еще два строения: одно с восточной стороны дома, другое – с западной, торцом к дому.

На плане дана попытка реконструкции каменных «дворовых» строений – людских келий и поварни.

Но эскизное предложение реконструкции каменных хозяйственных зданий на территории усадьбы дома Сапожникова являлось незаконченным проектом  и требовало  доработки. В процессе производства работ по реставрации памятника и благоустройству территории, намечаемых на 1975 год, должны были быть проведены дополнительные натурные исследования, а именно расчистка территории двора от поздних наслоений грунта  для определения точного местонахождения каменных зданий с помощью остатков их фундаментов.

     Но этому не суждено было сбыться и среди предположительных  причин, связанных с проведением музеефикации  не в полном объеме можно отметить:

- природные ландшафтные особенности (уровень культурного слоя более 3 м), возможная угроза для  сползания здания богадельни и фактор постоянного подтопления территории  в весенний период тоже мог иметь место;

- наличие частного сектора, строительство новых 2-х этажных кирпичных домов;

- но, по словам архитекторов и разработчиков проекта музеефикации 1974 года, все же большую роль сыграл экономический кризис, связанный с перераспределением денежных потоков и др.

 

Таким образом, можно выделить несколько этапов музеефикации Дома Ершова (Сапожникова):

- 1919-1929 годы - работа комиссии во главе с И.Грабарем;

- 1952-1955 годы - частичная реставрация здания под руководством арх.Фирсова;

-1974-1981 годы - приспособление Дома Ершова (Сапожникова) под объект музейного показа.

 

В настоящее время в Доме Ершова (Сапожникова) располагаются экспозиции Историко-архитектурного музея. Среди них – купеческие палаты кон. XVII-нач. XVIIIвв. С целью сохранения, обновления и популяризации Дома, его истории сотрудниками разрабатываются и внедряются новые формы работы, проводятся анимационные программы, мастер-классы для всех возрастных категорий граждан. Территория усадьбы является площадкой для проведения разного рода мероприятий, в т.ч. областного уровня.

Особой гордостью и всеобщим достоянием являются деревянные ворота купеческой усадьбы Дома Ершова (Сапожникова). Они являются единственным сохранившемся в Гороховецком районе памятником деревянного зодчества кон.XVIIв.  В 2013г. была успешно осуществлена капитальная реставрация этих ворот.